Вхождение в транс

Страница 2

Когда глаза закроются, продолжайте внушать себе состояние покоя и расслабленности. Можете использовать технику постепенной релаксации, образность действия и образность результата при формулировке своих внушений.

До сих пор мы говорили о расслаблении как главном условии для вхождения в транс. Однако в гипнотическое состояние можно войти и без расслабления. Если физическая усталость и нервное напряжение не дают вам расслабиться, можно войти в транс, отталкиваясь от вашей тревоги.

В своей книге “Работа в трансе” (1990) психолог Майкл Япко предлагает использовать тревожное состояние для вхождения в транс. Вы принимаете как данность ваше внутреннее состояние, будь то тревога, опасение или даже скепсис. Главное “не критикуйте и не упрекайте себя.

Попробуйте вспомнить какой-нибудь момент в вашей жизни, когда вам было как никогда покойно и хорошо, и ничто вокруг не могло испортить вашего настроения.

С помощью этой техники самогипноза ваше обостренное внимание отвлекается на какое-то прошлое ощущение комфорта, покоя и отрешенности от всего окружающего. Ваш организм с помощью своих физиологических средств постарается воссоздать это пережитое когда-то состояние.

Другую методику предлагает Эрнест Росси (1976), который описывает, как Милтон Эриксон использовал возбужденное состояние клиента для введения его в транс. В своей книге “Реальности гипноза” (1976) Росси описывает, как Эриксон предложил крайне нервозному пациенту сосредоточить внимание на циферблате часов:

“Пристально следите за секундной стрелкой. Следуйте глазами за ее движением, пусть оно поглотит все ваше внимание. Глядя на стрелку, ощутите, как напряжение трепещет во всем вашем теле, как оно кружится и вертится, словно колесики в механизме часов, или переливается по всем жилам, как электрический ток.

“Заведите себя до полной сосредоточенности и, пристально глядя на часы, приветствуйте любую постороннюю мысль, что навестит вас. Ваше сердце бьется в ускоренном ритме, возможно, даже совпадающем с движением секундной стрелки. Прислушайтесь к этому ритму и, возможно, он заворожит вас”.

Внушения легче проникают в подсознание, если придать им живую образность. Воображение и образное мышление тесно связаны с подсознанием, и их по праву можно назвать языком подсознания. Дайте себе полностью погрузиться в свои воображаемые картины и ощущения. Чем дальше вы отойдете от осознанных, рациональных и логических мыслей, тем скорее почувствуете благотворное воздействие самогипноза.

Приведенные ниже метафоры и ассоциации являются лишь примерными направлениями, в которых вам следует развивать свое воображение. Начав с внушения закрыть глаза и расслабиться, вы перейдете к образному видению по типу того, что мы предлагаем ниже. В качестве материала для внушений вы можете использовать свой жизненный опыт, воспоминания, прочитанные книги, картинки из журналов или кадры из телепередач, с которыми ассоциируется состояние расслабления. Можете подготовить образные внушения заранее, до сеанса. Например:

“Недавно вы проходили по многолюдному центру города и случайно заглянули в тихий уютный магазинчик. Так и сеансы самогипноза могут стать для вас пребыванием в таком же спокойном, несуетном месте.

“Представьте, как ребенок запускает с помощью резинки игрушечный самолет, вам даже может показаться, что этот ребенок “вы сами. Глядя на длинную разматывающуюся резиновую ленту, вообразите, что это высвобождается напряжение из вашего организма.

“Вот вы видите, как по течению реки плывет упавший осенний лист. Провожая его глазами, медленно посчитайте назад от тридцати до единицы. Представьте, как река уносит лист к своему устью или в тихую заводь, а вместе с ним и вы оказываетесь в тихом убежище, где вас никто не потревожит.

“По мере того, как вы медленно считаете, провожая глазами уплывающий лист, ваши мышцы постепенно освобождаются от накопившегося за день напряжения. Почувствуйте, как ваше тело наполняется покоем, который сохранится не только во время гипноза, но и впредь, стоит только сделать несколько глубоких, спокойных вдохов и выдохов”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие материалы:

Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
Прежде чем приступать к рассмотрению психологических особенностей проявления агрессии в раннем юношеском возрасте нужно определить возрастные рамки этого периода. Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому ...

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной деятельности студентов-психологов
Актуальность исследования. В современных условиях в высших учебных заведениях проявляется тенденция к возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками. Научные исследования и накопленный ...

Смена представлений о внутреннем мире, душе в донаучной психологии
Первые психологические теории появились на рубеже VII-VI вв. до н.э. Они разрабатывались учеными, принадлежавшими к известным философским школам того времени - милетской и эгейской. Фалес, один из ведущих ученых милетской школы, считал, ч ...