Личностные характеристики в сфере деятельности социального работника

Страница 1

Сфера социальной работы многообразна, деятельность людей данной профессии определяется многоаспектностью решением проблем и задач. Успех этой деятельности, как, известно, определяется профессионализмом личности специалиста, соблюдением им этических принципов и норм, наличием готовности к деятельности и развитости определенных профессиональных и личностных качеств.

В основе личностной характеристики, лежит критерий способности функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в системе “человек – человек”. Профессионал, занимающийся социальной работой, находится в гуще социальной жизни, несет тяжесть огромной ответственности, как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, и общества в целом. При этом социальные условия и состояние общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей деятельности специалист, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнет социальных проблем, на себе самом не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров, эрозию личной и социальной ответственности. В то же время он не имеет права умножать и усугублять проблемы своих подопечных собственной беспомощностью, неумением, а иногда и невозможностью в силу особенностей эмоциональной сферы наладить продуктивный межличностный контакт. Поэтому личностные особенности так важны.

Поле деятельности специалиста по социальной работе обширно. Как уже сказано, эта работа разноуровневая, неоднородная. Уже в силу этого она является многофункциональной. Можно выделить следующие основные функции этой работы:

· диагностическая – изучение особенностей личности клиента, семьи, группы лиц, степени и направленности влияния микросреды, постановка социального диагноза;

· прогностическая – программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного индивида, семьи, микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальном формировании личности;

· предупредительно-профилактическая (превентивная) и социально-терапевтическая - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, оказание необходимой помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи, пенсионеров, инвалидов и др. в обществе;

· организационно-коммуникативная – содействие включению общественности, специалистов различных ведомств, учреждений и организаций в социальную службу, привлечение их к оказанию различных видов помощи конкретному человеку семье, группе лиц, сбор информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с клиентами;

· охранно-защитная - использование всего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов клиента, содействия в применении мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих противоправные воздействия на клиента;

· социально-медицинская – организация работы по планированию семьи, формированию общественного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, овладению основами оказания первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиенических правил, правил безопасности жизнедеятельности;

· социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей семей, отдельных лиц и их групп в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, семейного туризма и т.д., привлечение к этой работе различных учреждений, организаций, общественно-творческих союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности;

· организаторская – организация той или иной деятельности, влияние на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности различного рода объединений и клубов, работа по взаимодействию клиента, семьи, группы лиц с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями;

Страницы: 1 2

Другие материалы:

Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя
Проектирование управленческих воздей­ствий на развивающуюся школу основываются в первую очередь на знании потенциала педагогов. А потенциал каж­дого учителя, в свою очередь, напрямую связан с тем, на­сколько точно понимает он свою личную ...

Деятельностный подход
Работами психологов показано, что память человека является сложной организованной деятельностью, зависящей от многих факторов, уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов. Поэтому следовало ожидать, что психическа ...

Профессионально-личностное развитие социального работника
Профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Но не менее важны направленность личности, ее мировоззрение, потребности, интересы, культура. Существенно влияют на личностные и профессио ...