Заключение

Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод о том, что анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

К настоящему времени накоплен богатый опыт оценки уровня профессиональной деятельности учителя. Разработанная модель оценки компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя позволяет сделать ее всесторонней, максимально объективной, охватывающей все этапы работы учителя.

Данная модель оценки включает целый пакет документов (всего 15), оценочные листы, карты, рекомен­дации и инструкции к их использованию, а также комплект форматов для самооценки уровня профессиональной деятельности. Эти документы могут использоваться администрацией школы в разных ситуациях оценивании, начиная с приема учители на работу, для текущей оценки деятельности учителя, для подготовки к аттестации и в ходе ее проведения. В пакет также включен целый ряд документов, дающий учителю возможность самостоятельно оценить свой уровень компетенции.

Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя показала, что учитель, умеющий анализировать свою дея­тельность — это важнейший инно­вационный ресурс любой школы.

Данный метод проектирования педагогических инноваций позволи­ла сделать вывод, что по типу обра­зовательной нацеленности достаточ­но выделения восьми категорий уча­щихся (мотивационных групп). Выделив в классе эти мотивационные группы, учитель получает возможность выстроить учебную де­ятельность таким образом, что в нее будут включены все учащиеся клас­са.

Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частно­сти, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его дея­тельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и ре­шать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Суще­ственным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и органи­зации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как прави­ло, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможно­сти. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необхо­димых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профес­сионального саморазвития.

Другие материалы:

Способы конструктивного разрешения конфликтов по вертикали
Если конфликт по вертикали не удалось предотвратить и урегулировать возникшие противоречия мирными, неконфликтными способами, то при разрешении конфликта также можно использовать конструктивные способы. Существует множество способов конст ...

История возникновения службы телефонной помощи населению
История становления телефонной службы психологической помощи населению ведется с начала века. Первоначально службы телефонной помощи организовывались как центры по предупреждению суицидов. Впервые объявили свои служебные телефонные номера ...

Совладающее поведение
В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта в формах его компенсации или совладающего поведения (копинг-поведения). Понятие "копинг", или преодоление стресса, рассматривается ...