Заключение

Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод о том, что анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

К настоящему времени накоплен богатый опыт оценки уровня профессиональной деятельности учителя. Разработанная модель оценки компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя позволяет сделать ее всесторонней, максимально объективной, охватывающей все этапы работы учителя.

Данная модель оценки включает целый пакет документов (всего 15), оценочные листы, карты, рекомен­дации и инструкции к их использованию, а также комплект форматов для самооценки уровня профессиональной деятельности. Эти документы могут использоваться администрацией школы в разных ситуациях оценивании, начиная с приема учители на работу, для текущей оценки деятельности учителя, для подготовки к аттестации и в ходе ее проведения. В пакет также включен целый ряд документов, дающий учителю возможность самостоятельно оценить свой уровень компетенции.

Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя показала, что учитель, умеющий анализировать свою дея­тельность — это важнейший инно­вационный ресурс любой школы.

Данный метод проектирования педагогических инноваций позволи­ла сделать вывод, что по типу обра­зовательной нацеленности достаточ­но выделения восьми категорий уча­щихся (мотивационных групп). Выделив в классе эти мотивационные группы, учитель получает возможность выстроить учебную де­ятельность таким образом, что в нее будут включены все учащиеся клас­са.

Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частно­сти, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его дея­тельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и ре­шать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Суще­ственным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и органи­зации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как прави­ло, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможно­сти. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необхо­димых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профес­сионального саморазвития.

Другие материалы:

Поведенческая составляющая «Я- концепции»
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нр ...

Сила психики
Мысли, чувства, волевые побуждения осознаются человек как проявления его собственной внутренней сущности, составляющей своеобразный психический центр – субъект Я, который воспринимается как нечто постоянное, временное и в значительной сте ...

Роль двигательной активности и психомоторики в жизни человека
Прежде чем рассматривать вопросы, традиционно относящиеся к психомоторике (двигательные умения и качества), представляется необходимым остановиться на роли двигательной (психомоторной) активности в развитии человека (в том числе и психиче ...