Специфика использования эксперимента в детской психологии

Другая психология » Роль эксперимента в области детской психологии » Специфика использования эксперимента в детской психологии

Страница 3

Естественная память является самым элементарным видом памяти и во многом приводится в действие нашими ощущениями. Другой вид памяти, о которой говорит Выготский, - память, опосредуемая знаками. Это означает, что иногда в нашу память может добавляться нечто внешнее по отношению к самой памяти. Эксперимент, проведенный в лаборатории Выгодского должен был исследовать использование детьми знаков для расширения памяти.

Участниками эксперименты была 4 возрастные группы детей. Было 7 участников 5-6-летнего возраста, 7 человек – 8-9-летнего возраста, 8 человек – 10-13-летних и 8 взрослых участников (22-27 лет).

Материалом, необходимым для этого эксперимента, был набор из 9 цветных карточек. Карточки имели черный, белый, красный, голубой, желтый, зеленый, лиловый, коричневый и серый цвета.

Процедура была достаточно проста: детей просили сыграть в игру, в которой они должны были ответить на несколько вопросов, не используя при этом определенные слова. Ребенку предлагали три или четыре задания, которые разнились по ограничениям, налагавшимся на ответы, и видам потенциальных вспомогательных стимулов, которыми мог воспользоваться ребенок. В каждом задании ребенку задавали 18 вопросов, семь из которых имели отношение к цвету (например: «Какого цвета …?»). Ребенка просили быстро ответить на каждый вопрос, используя одно слово. Так осуществлялась первичное задание. Во втором задании, начинали вводится дополнительные правила, которые ребенок должен был выполнять, с тем чтобы победить. Например, имелись два названия цветов, которые ребенку запрещалось использовать, и ни один из цветов нельзя было называть дважды. В третьем задании правила были такими же, что и во втором, но ребенку давали девять цветных карточек в качестве подспорья в игре. Четвертое задание было подобно третьему и использовалось в тех случаях, когда ребенок цветными карандашами или начинал делать это только в конце третьего задания. Перед каждым заданием ребенку задавались вопросы, чтобы определить, помнит ли и понимает ли он инструкции. Набор вопросов для типового задания следующий (в данном случае под запретом находятся желтый и зеленый цвета): (1) Ты игрок? (2) Какого цвета твоя рубашка? (3) Ты когда-нибудь ездил на поезде? (4) Какого цвета железнодорожные вагоны? (5) Хочешь ли ты стать большим? (6) Бывал ли ты когда-нибудь в театре? (7) Тебе нравиться играть в этой комнате? (8) Какого цвета здесь пол? (9) А стены? (10) Ты умеешь писать? (11) Ты видел фиалки? (12) Какого цвета фиалки (13) Ты любишь сладости? (14) Ты бывал когда-либо в деревне? (15) Какого цвета могут быть листья? (16) Ты умеешь плавать? (17) Какой твой любимый цвет? (18) Что делают карандашом? (19)

Согласно Выготскому, результаты этого исследования показывают, что в развитии опосредованной памяти существуют три базовые стадии. Для самых маленьких детей наличие цветных карточек совсем не улучшало память. На этой стадии внешние знаки не использовались с выгодой для себя и не помогали памяти. На второй стадии развития, когда дети были в возрасте между 8 и 13 годами, наличие карточек намного улучшало память. То есть дети обретали способность использовать цветные карточки в качестве внешних знаков. Количество ошибок у детей на этой стадии заметно снижалось. На третьей стадии возможность пользоваться цветными карточками опять не помогала улучшению показателей. Наличие карточек практически не помогло взрослым участникам показать результаты лучше, чем в том случае, когда карточек не было. Очевидно, потому, что показатели взрослых были высокими с самого начала. По-видимому, взрослые не нуждались в карточках. Они как будто от начала пользовались собственными внутренними ментальными знаками. Выготский писал: «Внешний знак, который требуется школьникам, превратился во внутренний знак, используемый взрослым в качестве средства припоминания». Данные, полученные в этом эксперименте, подтвердили идею Выгодского, что развитие высших психических функций является следствием прогрессирующей интернализации знаков, которые первоначально доступны только извне, посредством социальной коммуникации. Нет сомнений, что Выготский оказал значимое влияние на область детской психологии. Его работа одинаково важна тем, что он указал этой области новый способ осмысления психологических исследований, и также конкретными научными открытиями, которые он делал.

Страницы: 1 2 3 

Другие материалы:

Смена деятельности как средство оптимизации функционального состояния
Студентов можно отнести к группе риска по частоте возникновения состояний утомления, стресса и монотонии. При этом средства оптимизации учебного процесса с целью борьбы с негативными ФС не достаточно развиты. Учащиеся вузов, помимо высоко ...

Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
Прежде чем приступать к рассмотрению психологических особенностей проявления агрессии в раннем юношеском возрасте нужно определить возрастные рамки этого периода. Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому ...

Феномен сегрегации государственного учреждения
Рассмотренное А.А. Темкиной понятие гендерного контракта разрабатывалось для описания доминантных типов отношений между полами и их динамики. Контракт описывается как правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение тр ...