Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».
Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения. «При травматических неврозах все обстоит по-другому, здесь сновидения постоянно приводят к страху», и он не боится признать, «что в этом случае функция сновидения не срабатывает»[4].
При всем этом констатирует, что с помощью его метода можно толковать не все сновидения, «но столь многие, что это убеждает в пригодности метода»[5].
Бессознательное влечение и есть создатель сновидения, его движущая сила. «Как и любое другое влечение, оно стремиться не к чему иному, как к своему собственному удовлетворению… это и является смыслом всего сновидения». По мнению Фрейда в любом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемое удовлетворение влечения переживается галлюцинаторно как реальное. Скрытые мысли сновидения драматизируются и иллюстрируются.
Если раньше Фрейд настаивал, что сновидение есть исполнение желания, то с учетом последних размышлений, он пришел к выводу, «что сновидение является попыткой исполнения желания»[6].
В тридцатой лекции, которая названа «Сновидения и оккультизм», Фрейд считает, что сновидения могут помочь в понимании такого явления как телепатия.
«Телепатией мы называем предполагаемый факт, когда событие, происходящее в определенное время, примерно в то же время осознается отдаленным в пространстве лицом, при этом известные нам способы сообщения нельзя принимать в расчет. Молчаливой предпосылкой является то, что данное событие касается лица, к которому другое лицо, принимающее известие, имеет сильный эмоциональный интерес»[7].
Телепатический феномен имеет мало общего со сновидением, он может возникнуть и в состоянии бодрствования. По мнению Фрейда, состояние сна все же кажется особенно подходящим для приема телепатического послания. В телепатическом сне телепатическое известие сыграет ту же роль, что и любой другой остаток дневных впечатлений. И как таковое оно оказывается измененным в результате работы сновидения, подчинившись ее тенденции.
Фрейд приводит пример сновидения, благодаря которому «явно интеллектуальный человек без малейших оккультных наклонностей» смог узнать о рождении близнецов у его дочери, которая проживала далеко от него, за сутки до того, как пришла телеграмма с сообщением об этом событии.
«Толкование сновидения показало нам, что это сновидение телепатическое, психоанализ вскрыл телепатические факты, которые мы иначе не смогли бы узнать»[8]Фрейд убежден, что не сновидение дает нам какие-то знания о телепатии, а толкование сновидения, психоаналитическая обработка, и что применение психоанализа «прольет некоторый свет на другие факты, называемые оккультизмом»[9]. По его мнению, феномен индукции, или передачи мыслей, весьма близкий к телепатии, и означает, что «душевные процессы одного лица, его представления, состояния возбуждения, волевые побуждения могут передаваться сквозь свободное пространство другому лицу без использования известных способов сообщения словами и знаками»[10]. Фрейд сообщает, что при лечении пациентов психоаналитическим методом у него сложилось впечатление, что «занятия профессиональных предсказателей таят в себе благоприятную возможность особенно безупречного наблюдения за передачей мыслей»[11].
Другие материалы:
Общая характеристика психического развития ребенка в младшем школьном
возрасте
В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, при ...
Формирование внимания как высшей психической функции
Второй подход к развитию внимания как к его формированию мы рассмотрим на примере теории Выготского. Психологи подчёркивает роль средств в формировании внимания как высшей психической функции. В индивидуальном (онтогенез) и общественно-ис ...
Взаимосвязь самооценки и свойств личности спортсменов
Огромное множество научных трудов посвящено проблеме личности в спорте. Разработкой данного вопроса занимались такие видные деятели отечественной и зарубежной психологии, как А.Д. Ганюшкин (1988), О.В. Дашкевич (1981), P.M. Зайганов (19 ...
Главные разделы