Ученический коллектив как система — это:
— органичная часть более сложного объединения — воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов-воспитателей;
— относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
— скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
— субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
— носитель общего интегративного свойства — его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;
— субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.
При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.
Другие материалы:
Моногамная семья: кризис или эволюция
Не могут не вызвать удивление панические разговоры отечественных демографов и социологов по поводу кризиса семьи. Чем же подпитывается такой пессимизм? Как правило, на протяжении последнего столетия ссылаются на одни и те же факторы: увел ...
Эмоциональные приемы воздействия
Аффективный (эмоциональный) компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво.
Исследование психологическ ...
Система коммуникативных свойств в структуре личности
Понимание личности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Как заметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств, а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структура ...
Главные разделы