Понятие конфликта

Страница 3

Наряду с "объектными" выделяют "безобъектные" конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то (А.Дмитриев, В.Кудрявцев, С.Кудрявцев). В качестве примера приводится следующий конфликт. Ситуация с двумя соседками в доме: одна сидит за столом и пишет научный труд, а другая играет на фортепиано. Первая, которой фортепиано мешает сосредоточиться, стучит в стену. Начинается конфликт. Причина конфликта здесь не в том, что обе стремятся единолично контролировать какую-либо ценность, а просто в помехах, снижающих эффективность деятельности одной из участников конфликта. Однако анализ данной ситуации показывает, что и в этом конфликте есть объект. Из-за того, что их устремления сосредоточены на одном объекте, и возникает конфликт.

Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объекта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

Микро- и макросреда

. При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т. е. микро- и макросреду, в которой возник конфликт. Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми участники организуют свое поведение в конфликте.

При объяснении активности и направленности действий участников в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп.

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей участника,совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить истинные мотивы участников, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов.

Главной причиной активности участника в конфликте являются его потребности. Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой участником нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности.

Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы. Интересы участника представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта, и способствуют реализации его конфликтного поведения.

Близки к интересам участников и ценности, которые они могут отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка ит.п.).[13]

Мотивы индивида, группы не возникают сами по себе и часто определяются ситуацией, условиями, в которых он (она) находится. Зачастую протекающие в обществе социально-дезорганизующие процессы деформируют общественное сознание, которое реализуется и преломляется через потребности, интересы и, следовательно, через цели, поступки и действия конкретных людей и групп.

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Целью субъекта в конфликте является его представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный (с точки зрения личности или общественной, групповой значимости) результат. В конфликте можно выделить стратегические и тактические цели оппонентов. Основная цель участника — овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели. Однако, в зависимости от развития конфликта эта основная цель может быть заменена на другую (нанесение максимального ущерба — материального, морального, психологического — участнику), которая в начале конфликта выступала как цель-средство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие материалы:

Описание методики и методов исследования
Научное исследование основано на применении средств исследования: методы, методики, методология. Решение исследователя провести исследование по определенным методикам принимается исходя из анализа тех методов и методик, которые применяютс ...

Творческая личность и ее жизненный путь
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллекту ...

Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти. Рассмотри ...