Развод как социально-психологический феномен

Другая психология » Развод как социально-психологический феномен

Страница 1

Стало уже тривиальной истиной, что брак – вещь сложная и требования, предъявляемые партнеру, постоянно растут. Сегодня для счастливого брака уже мало того, что мужчина приносит в дом столько денег, сколько нужно для безбедной жизни, а жена хорошо ведет домашнее хозяйство. Не секрет, что со временем растут проблемы, которые становятся для супругов непреодолимым препятствием и ведут к семейному кризису. Приведем некоторые из них.

Развод – разрыв брака — согласно исследованиям занимает одно из самых высоких мест по шкале стрессов. Это драматический момент в жизни семьи, когда рушатся сложившиеся отношения пары, когда два человека в результате семейных конфликтов или осознания эмоциональной отчужденности, решают расстаться, чтобы жить порознь или возобновить поиски личного счастья. Ситуация развода сопряжена с тяжелыми эмоциональными переживаниями, с необходимостью раздела имущества, а если у пары есть дети, то она больно ударяет и по ним. Для России разводы не новость: по статистике, распадается в среднем каждый третий брак, а в Москве каждый второй.

Причины развода могут быть самыми разнообразными в каждой конкретной ситуации. Это может быть дисгармония в интимных отношениях, появление любовников или любовниц у одного из супругов (измена мужа или измена жены), бытовые и материальные проблемы, наступление ситуации, когда супруги понимают, что «не сошлись характерами» и их жизненные интересы существенно расходятся. Например, бывает так, что мужу хотелось бы, чтобы жена стала заботливой матерью, а для нее привлекательнее делать карьеру или получить образование. Однако, нередко истинной причиной развода является скука, рутинность семейной жизни, когда супруги настолько хорошо изучили «плюсы» и «минусы» друг друга, что былая теплота отношений, привязанность уступает место скуке, быту. При этом эмоциональное отчуждение выражается так, что муж уходит с головой в работу, меньше помогает в домашних делах, а жена больше времени посвящает общению с подругами. Женщины, как правило, острее чувствуют трещину в отношениях, а когда дело доходит до взаимных упреков в «исковерканных жизнях», обвинений типа «Если бы не ты, мы могли бы быть счастливы…» и если каждый из партнеров считает, что следует измениться другому, а не ему самому, то это уже серьезный симптом разлада, который может стать причиной развода. Если же приходит осознание возможности внести новую, свежую струю в привычные отношения – найти пути улучшения эмоционального климата, интереснее проводить совместный отдых, дарить друг другу запоминающиеся подарки или даже просто проявлять больше внимания и сочувствия — то не исключено, что развода супругов удастся избежать.

Развод как социально-психологический феномен

Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.

Известный отечественный социолог Н.М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни общества приобретает необычайно серьезное значение. В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы:

Слух как новый вид рекламы.
Верить больше нельзя даже друзьям – компании могли превратить их в своих агентов. Российский бизнес вслед за американским берет на вооружение маркетинг с помощью «проповедников брэндов». Агент Кейт похожа на фотомодель, агент Мэри – на ...

Становление психологии саморегуляции предметной деятельности.
В 60-70-х годах начала разрабатываться концепция осознанной саморегуляции деятельности человека. Этим исследованиям предшествовали довольно обширные исследования изолированных процессов регуляции. Ориентировка человека в условиях деятельн ...

Связь типа учебного заведения с мотивационным профилем субъекта образовательной среды
Цель проведения нашего исследования заключалась в проверке ряда гипотез о различиях в мотивационных профилях в группах студентов и преподавателей ВУЗов, отличающихся по типу образовательной среды в них, т.е. в зависимости от их профессион ...